На підставі аналізу вітчизняних і закордонних публікацій визначені особливості проектування «системи на кристалі» ПЛІС (System on Chіp-SoС), що включає складні функціональні блоки (СФ-блоки), а також вбудовані процесорні ядра. При цьому представлені можливі типи СФ-блоків, а також програмного забезпечення, та визначені проблеми, що виникають при проектуванні. Наведено параметри деяких синтезованих СФ-блоків, а також інформацію про маршрут проектування проекту на кристалі. Табл.: 2. Іл.: 3. Бібліогр.: 17 назв.
На основании анализа отечественных и зарубежных публикаций определены особенности проектирования «системы на кристалле» ПЛИС (SystemonChip-SoC), включающей сложные функциональные блоки (СФ-блоки), а также встроенные процессорные ядра. При этом представлены возможные типы СФ-блоков, а также программного обеспечения, и определены проблемы, возникающие при проектировании. Приведены параметры некоторых синтезируемых СФ-блоков, а также информация о маршруте проектирования проекта на кристалле. Табл.: 2. Ил.: 3. Библиогр.: 17 назв.
Стаття присвячена розробці нової архітектури побудови системи управління безпроводовою сенсорною мережею з різнорідними сенсорами, здатними до сомоорганізації інформаційного обміну, а також адаптивними до умов функціонування, які неможливо передбачити у процесі проектування. Іл.: 4. Бібліогр.: 11 назв.
Статья посвящена разработке новой архитектуры построения системы управления беспроводной сенсорной сетью с разнородными сенсорами, способными к самоорганизации информационного обмена, а также адаптивными к условиям функционирования, которые невозможно предусмотреть в процессе проектирования. Ил.: 4. Библиогр.: 11 назв.
Очікуване масове використання автономних транспортних засобів може кардинально змінити стратегії і бізнес-моделі для виробників автомобілів. Але автомобілі без водіїв можуть ще довго залишатись просто іграшками, тому що головною та надзвичайно складною проблемою стає ефективне автоматичне управління дорогами з численними автономними автомобілями. Спробуємо пролити світло на фактичне управління складними дорожними мережами з безпілотними автомобілями, використовуючи для цього розроблену високорівневу мережеву технологію, перевірену на багатьох використаннях як у цивільній, так і військовій сфері. Поруч з оптимізацією на рівні транспортної інфраструктури будуть показані рішення для виникаючих різноманітних місцевих проблем за допомогою розподілених ситуативних сценаріїв, які можуть динамічно охоплювати будь-які території з довільною кількістю взаємодіючих транспортних засобів у них. Кожне рішення буде представлене та пояснене на спеціальній мові високого рівня, яка може ефективно інтерпретуватись у повністю розподіленому режимі, без будь-яких центральних засобів і з абсолютною мобільністю надзвичайно компактного коду операційних сценаріїв. Частина цього матеріалу прийнята до презентації на Всесвітній конференції по майбутньому транспорту в Кельні (Німеччина) 5–6 липня 2017 р. Іл.: 17. Бібліогр.: 12 назв.
Широко ожидаемое использование автономных транспортных средств может кардинально изменить стратегию и бизнес-модели для производителей автомобилей. Но автомобили без водителей могут еще долго оставаться просто игрушками, потому что главной и чрезвычайно сложной проблемой становится эффективное автоматическое управление дорогами с многочисленными автономными автомобилями. Попытаемся пролить свет на реальное управление сложными дорожными сетями с беспилотными автомобилями, используя для этого высокоуровневую сетевую технологию, проверенную на многих приложениях как в гражданской, так и военной сфере. Наряду с оптимизацией на уровне транспортной инфраструктуры будут показаны решения для возникающих локальных проблем с помощью распределенных ситуативных сценариев, динамически охватывающих произвольные регионы с любым количеством взаимодействующих транспортных средств. Каждое решение будет представлено и объяснено на специальном языке высокого уровня, который может эффективно интерпретироваться в полностью распределенном режиме, без каких-либо центральных ресурсов и с высокой мобильностью чрезвычайно компактного кода операционных сценариев. Часть этого материала принята к презентации на Всемирной конференции по будущему транспорта в Кёльне (Германия) 5–6 июля 2017 г.Ил.: 17. Библиогр.: 12 назв.
Розглядається модель процесу чекінга в системі перевірки орфографії і співвідношення, що визначають показник дизфункції референтного словника. Формулюється задача узгодження критеріїв формування референтного словника, пропонується алгоритм її вирішення, наводяться результати моделювання алгоритму на конкретних словниках української і російської мов. Табл.: 5. Іл.: 3. Бібліогр.: 7 назв.
Рассматривается модель процесса чекинга в системе проверки орфографии и соотношения, определяющие показатель дисфункции референтного словаря. Формулируется задача согласования критериев формирования референтного словаря, предлагается алгоритм ее решения, приводятся результаты моделирования алгоритма на конкретных словарях украинского и русского языков. Табл.: 5. Ил.: 3. Библиогр.: 7 назв.
Проводиться порівняльний аналіз вітчизняних та зарубіжних методик визначення параметрів випаровування небезпечних рідин при їх розливі в результаті аварій. Наводяться формули та результати досліджень. Обговорюються переваги й недоліки кожної методики. Іл.: 11. Бібліогр.: 15 назв.
Проводится сравнительный анализ отечественных и зарубежных методик определения параметров испарения опасных жидкостей при их разливе в результате аварий. Приводятся формулы и результаты исследований. Обсуждаются достоинства и недостатки каждой методики. Ил.: 11. Библиогр.: 15 назв.
Наведено базові положення критерію ефективності для алгоритмів паралельної обробки масивів даних. Виконано порівняльний аналіз паралельних алгоритмів багатооперандного підсумовування. Показано переваги позрізової обробки векторних масивів даних. Табл.: 2. Іл.: 1. Бібліогр.: 13 назв.
Приведены базовые положения критерия эффективности для алгоритмов параллельной обработки массивов данных. Выполнен сравнительный анализ параллельных алгоритмов многооперандного суммирования. Показаны преимущества посрезовой обработки векторных массивов данных. Табл.: 2. Ил.: 1. Библиогр.: 13 назв.
Розроблена формалізована процедура визначення абсцис точок перемикання багатоланкової регресії. Базується на попередній побудові найбільш інформативної поліноміальної регресії. З неї аналітичним шляхом визначаються приблизні координати шуканих точок. Уточнення відбувається при пошуку найкращого за описовими характеристиками регресійного полігонального рівняння. Визначені точки дають можливість смислового аналізу процесу і обґрунтованого прогнозу. Табл.: 6. Іл.: 5. Бібліогр.: 10 назв.
Разработана формализованная процедура определения абсцисс точек переключения полигональной регрессии. Основывается на предварительном построении наиболее информативной модели полиномиальной регрессии. Из нее аналитически определяются приблизительные координаты искомых точек. Уточнение производится в процессе поиска наилучшего по описательным свойствам регрессионного полигонального уравнения. Определенные таким образом точки дают возможность смыслового анализа процесса и обоснованного прогноза. Табл.: 6. Ил.: 5. Библиогр.: 10 назв.
Розглядається історія створення у 1971–1975 роках в СКБ ММС Інституту кібернетики (м. Київ) системи управління ступенем попереднього концентрування дейтерію у виробництві важкої води на хімічному комбінаті в м. Дніпродзержинську (тепер м. Кам’янське, ПАТ “Дніпроазот”). Подається технологічна схема вказаного ступеня, його складових елементів та блок-схема АСУТП, що була розроблена на підставі досліджень цього складного об’єкта управління. Наводиться математична модель ректифікаційних колон в агрегатах розділення ізотопів водню, що була використана для синтезу алгоритму адаптивної стохастично-оптимальної системи з активним накопиченням інформації про керовані випадкові процеси. Результати проведених промислових випробувань системи довели її ефективність. Табл.: 1. Іл.: 6. Бібліогр.: 18 назв.
Рассматривается история создания в 1971–1975 годах в СКБ ММС Института кибернетики (г. Киев) системы управления степенью предварительного концентрирования дейтерия в производстве тяжелой воды на химическом комбинате в г. Днепродзержинске (ныне г. Каменское, ПАО “Днепразот”). Приводится технологическая схема указанной степени, ее составных элементов и блок-схема АСУТП, разработанной на основе исследований этого сложного объекта управления. Описывается математическая модель ректификационных колонн в агрегатах разделения изотопов водорода, которая была использована для синтеза алгоритма адаптивной стохастически-оптимальной системы с активным накоплением информации об управляемых случайных процессах. Результаты проведенных промышленных испытаний системы подтвердили ее эффективность. Табл.: 1. Ил.: 6. Библиогр.: 18 назв.
Розроблено способи опису і аналізу векторних багатозначних детермінованих процесів випадкового і гіпервипадкового типів, що характеризуються відповідно мірою і множиною мір. Для таких процесів введені поняття безперервності, гілки процесу, похідної, диференціала і інтеграла. Окреслені області доцільного застосування підходу, який запропоновано. Бібліогр.: 11 назв.
Разработаны способы описания и анализа векторных многозначных детерминированных процессов случайного и гиперслучайного типов, характеризуемых соответственно мерой и множеством мер. Для таких процессов введены понятия непрерывности, ветви процесса, производной, дифференциала и интеграла. Очерчены области целесообразного применения предложенного подхода. Библиогр.: 11 назв.
Досліджена задача підготовки горизонтально-неструктурованої розрахункової сітки за допомогою програми GMSH для тривимірного гідродинамічного (CFD) моделювання приземного шару атмосфери в околі міської забудови з використанням програмного комплексу OpenFoam та з урахуванням геопросторових даних, а також інформації про забудову місцевості. Розроблені алгоритми використання вільно доступних ГІС-даних програми Google Earth і глобальних наборів категорій землекористування та топографії. Іл.: 8. Бібліогр.: 8 назв.
Исследована задача подготовки горизонтально-неструктурированной вычислительной сетки с помощью программы GMSH для трехмерного гидродинамического (CFD) моделирования приземного слоя атмосферы в окрестности городской застройки с использованием программного комплекса OpenFoam и информации о застройке местности. Разработаны алгоритмы использования свободно доступных ГИС-данных программы GoogleEarth и глобальных наборов категорий землепользования и топографии. Ил.: 8. Библиогр.: 8 назв.
У статті представлені деякі особливості реалізації сайту наукового проекту. Проаналізовані та відібрані сервіси для наповнення внутрішнього порталу проекту. Розглянута можлива структура реалізації веб-інтерфейсу зовнішнього порталу та досліджені особливості подання інформації. Викладені положення реалізовані у вигляді технічного завдання та дизайн-проекту сайту «Тритій на планеті Земля», а також при створенні програмного продукту «Випадкова точка». Зроблено висновки. Табл.: 1. Іл.: 3. Бібліогр.: 6 назв.
В статье представлены некоторые особенности реализации сайта научного проекта. Проанализированы и отобраны сервисы для наполнения внутреннего портала проекта. Рассмотрена возможная структура реализации веб-интерфейса внешнего портала и исследованы особенности представления информации. Приведенные положения реализованы в виде технического задания и дизайн-проекта сайта «Тритий на планете Земля», а также при создании программного продукта «Случайная точка». Сделанывыводы.Табл.: 1. Ил.: 3. Библиогр.: 6 назв.
Пропонується метод для оцінки вагових коефіцієнтів, що встановлюють ступінь важливості функцій управління в загальній структурі комплексної інтегрованої системи управління вузом, а також для оцінки обсягів виконаних робіт. Даний підхід, заснований на застосуванні методу нечіткого логічного висновку, дозволяє агрегувати отримані вже на початковій стадії експертні оцінки факторів впливу і тим самим більш виважено оцінювати показники ефективності організаційної структури вузу. Табл.: 3. Іл.: 3. Бібліогр.: 6 назв.
Предлагается метод для оценки весовых коэффициентов, устанавливающих степени важности функций управления в общей структуре комплексной интегрированной системы управления вузом, а также для оценки объёмов выполненных работ. Данный подход, основанный на применении метода нечёткого логического вывода, позволяет агрегировать полученные уже на начальной стадии экспертные оценки факторов воздействия и тем самым более взвешенно оценивать показатели эффективности организационной структуры вуза. Табл.: 3. Ил.: 3. Библиогр.: 6 назв.
ЯКІСТЬ, НАДІЙНІСТЬ І СЕРТИФІКАЦІЯ ОБЧИСЛЮВАЛЬНОЇ ТЕХНІКИ І ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ
Розглянуто питання визначення аналітичної залежності достовірності функціонування комп’ютерних систем від типу структур та їх характеристик. Проведено розрахунки показників достовірності та ймовірності безвідмовної роботи різних структур комп'ютерних систем. Табл.: 3. Іл.: 4. Бібліогр.: 3 назв.
Рассмотрены вопросы определения аналитической зависимости достоверности функционирования компьютерных систем от типа структур и их характеристик. Проведены расчеты показателей достоверности и вероятности безотказной работы различных структур компьютерных систем. Табл.: 3. Ил.: 4. Библиогр.: 3 назв.